В этом году у меня добавились новые классы, а именно пятый и шестой. Поначалу я воспринял эту информацию не очень радостно. Первое, что меня угнетало: нужно срочно писать планирование, а подсунуть уже готовое, скачанное из интернет, не получалось (повсюду только 1 час в неделю, а мне нужно было 2 часа). Скажу честно, я не очень то представлял, что мне с этими классами можно делать (до этого я работал преимущественно в 8-11-х классах, иногда в 7-х). Составлять планирование я, конечно, терпеть не могу, но уж если взялся, то надо написать, что-то рабочее (чтобы не жалеть потраченного времени). И коль есть дополнительные часы, нужно их использовать с толком. А именно: придумать какие-нибудь интересные проекты. Не мучить же детей Microsoft Office.
Про один проект я и хочу рассказать. Тема «Носители информации»
Сначала я планировал все очень банально. Поиск информации в интернете, создание презентаций или написание рефератов, создание ленты времени, ну и т. п. Но случилось так, что мы съездили по обмену опытом в школу надомного обучения № 1673 «Поддержка», где учительница 3-го класса рассказала нам и показала проект под названием «История письменности от наскального рисунка до книгопечатания», который они вместе с учениками сделали. Идея в том, что дети создавали своими руками настоящие берестяные грамоты, делали глиняные таблички, создали книгу про своих домашних питомцев и даже наскальную живопись в миниатюре. А началось все с папируса, который принес кто-то из родителей.
Эта идея мне очень понравилась. И, собственно, все с этого момента закрутилось. Конечно, цели и задачи были другие, но сам смысл создания носителя информации своими руками остался прежний. Только в отличие от описанного выше проекта, упор делался не только на внешний вид и свойства носителя, но и было важно понять и смоделировать инструмент, которым наносилась информация, а также, чтобы это не был набор символов, хаотически разбросанных. На каждом подготовительном этапе есть тренировочная стадия. Ученики находят ключ, как расшифровать очередную письменность, а затем друг другу пытаются что-то написать. Когда с письменностью становиться более менее все понятно, начинаем создавать носитель и инструмент.
На фотографиях вы видите как ученики делают глиняные таблички. Сам инструмент для нанесения клинышков делал я (так как нож в нашей школе детям давать нельзя) по образу, который смоделировали ученики.
Вот что получилось.
На следующих фотографиях вы видите как ученики изучают технику написания китайского иероглифа.
Бумага, на которой дети пишут, была создана самими учениками (по всем правилам бумагоделания ). Естественно, та, которая формата А4 — это обычная бумага для тренировки (собственную бумагу жалко испортить неловким движением).
Проект продолжается. Что меня очень радует — дети стали задавать интересные вопросы и пытаться найти ответы на них. Конечно в этом году что-то не получится сделать, например, папирус, но может в следующем году это будет возможно. Я договорился с учителем биологии, и они в качестве своего проекта готовы вырастить для нас Циперус папирус (Cyperus papirus).
Возможно, следует продолжение…
PS
Этот проект можно было реализовать, используя только компьютер, что многие и делают. Но я рад, что отказался от этого, ибо тот проект, который в результате получился, намного интересней и познавательней.