30.11.2013
Возможно, прочитав серию статей «Уроки информатики не только с компьютером», можно сказать: Что еще изобретать? В проект включено и так довольно много интересных практико-ориентированных заданий, дети получают не только знания, но и массу положительных эмоций. А значит, с мотивацией все в порядке. К тому же есть и место групповой работе. В общем — живи, да радуйся. Чего мне не хватает?
Начнем с того, что нет, как говорится, предела совершенству. К тому же дети все разные, и приходится вводить каждый раз какие-то коррективы, подстраивать проект под конкретных учеников (их умения, навыки и творческие способности). К тому же, как я уже ранее писал, теперь проект «Носители информации» выполняют ученики пятого класса (это лучше укладывается в общую программу обучения), но, например, собрать очередной фонограф им не под силу. А тему сохранения и воспроизведения звука мне не хотелось убирать из проекта. Более того, в прошлом году добавилось два минипроекта, связных с темой звука, про которые я напишу чуть позже (после того, как в этом году они пройдут дошлифовку…). Но этого недостаточно. Нужен завершающий (довольно длительный по времени) проект.
В этом году у меня очень непростой пятый класс (довольно конфликтные детки… порой я чувствую себя как на войне, а точнее, где-то в эпицентре военных действий…). Но какие бы они не были бы трудные, практически все неплохо рисуют и делают различные поделки из бумаги, что, собственно, и привело меня к идее нового проекта.
А началось все с фотографии бумажного граммофона, изображенного ниже. На разных сайтах по разному о нем пишут: где-то считают, что это шутка (например здесь), где-то считают его просто странным изобретением.
Когда я его первый раз увидел, я подумал: интересно, а можно ли сделать полностью рабочий граммофон из бумаги (хотя бы с ручным приводом). Подумал и забыл. Но спустя некоторое время я наткнулся на ссылку , где описан эксперимент создания граммофона из сподручных средств (буквально, из мусора). Если посмотреть ролик, то реально рабочий проект получился один, в остальных случаях просто добивались звучания (очень неразборчивого) посредством хитроумных механизмов. Очень мне понравилась атмосфера всего этого мероприятия. В этот момент я понял, что в этом году будут делать мои ученики.
Естественно, прежде чем давать подобное задание, я должен был построить граммофон сам, дабы понять, с какими трудностями ученики могут столкнуться. Построил я их два (один попроще в исполнении… второй ближе к оригиналу и сделать его будет посложнее). Оба варианта рабочие, но упрощенная конструкция первого, конечно, воспроизводит звук ужасно, как впрочем, и усиливает его. Но главное, что работает, и он действительно сделан целиком из бумаги Правда, есть-таки одна деталь не из бумаги — это игла.
вот так они выглядят
А это самая первая проверка работоспособности граммофона Возможно кто-то узнает в этом шуме песню про лесного оленя, которую исполняет Аида Ведищева просмотре громкость лучше увеличить)
Скорость поймать сложно потому, что одной рукой я вращаю ручку граммофона (который норовит сдвинуться с места и убежать из кадра, так как довольно легкий получился), а второй рукой держу телефон, которым снимаю это видео.
Хочу напомнить, что на сегодняшний момент мною разработаны две конструкции, которые отличаются уровнем сложности изготовления и расчетов. Начну с более простого.
Для этого нам понадобятся: бумага, картон (коробки от той же бумаги, компьютерной техники и т. п. ), клей ПВА (лучше ПВА-«Момент»), клеящий карандаш, линейки, нож, простой карандаш, циркуль, одна булавка и оправки, имеющие цилиндрическую форму различного диаметра (это может быть маркер, карандаш, спица, стальной стержень.)
Для начала нужно найти подходящую коробку: в моем случае это упаковка от HUB Genius GH4160. Нужно отделить от коробки крышку. И из нее сделаем диск, такой, как на фото ниже.
Далее делаем заготовки для звукоснимателя. Для этого просто берем лист бумаги А4, оправку нужного диаметра, клеящий карандаш (в данном случае он наиболее удобен), накручиваем бумагу на оправки, время от времени промазывая клеем. Получатся довольно прочные бумажные трубки. Изготовим таких две — одну диаметром примерно 10 мм, другую 20-25 мм.
Затем начинаем доводить до ума короб. Размечаем центры отверстий, определяем нужный диаметр и с помощью сверла проделываем отверстия (если сверла нет, можно аккуратно прорезать отверстие ножом). Подравнять края (завальцевать край) можно с помощью какого-нибудь конического предмета (я делал это с помощью обычной воронки). Конструкция должна быть такой, чтобы все оси проходили минимум через два отверстия (чтобы избежать сильных перекосов). Выглядеть это должно так, как на фотографиях ниже.
В заключение короб обклеиваем белой бумагой (чисто из эстетических соображений), затем намечаем окружность (диаметр берем меньше, чем диаметр изготовленного диска на 20 -25 мм) и приклеиваем компенсаторы (в сечении треугольник) 8 шт. Для уменьшения биения диска и уменьшения площади соприкосновения (боремся с силой трения )
Как только сам короб готов, можно переходить к изготовлению звукоснимателя. Нам нужно соединить две ранее созданные трубки, для этого в трубке большего дециметра нужно определить место ля отверстия (1) и сделать его сквозным (отверстие нужно сделать как можно точнее… десяти миллиметровая трубка должна входить очень плотно).
В трубке меньшего диаметра нужно сделать отверстие как на фото снизу…
Затем приступаем к изготовлению головки звукоснимателя. Тут, в принципе, тоже ничего сложного нет, развертка цилиндра довольно проста для исполнения. Сама головка изготавливается из более плотного материала — ватман или картон. Мембрана из обычного листа для принтера. Изгибаем булавку, протыкаем мембрану и с обратной стороны закрепляем булавку клеем «Момент», далее собираем как на фотографиях.
Концы трубок заглушаем, используя клей ПВА и бумажные салфетки (делаем что похожее на пыж).
Начинаем делать трубу граммофона. Для этого нужно рассчитать лекало (труба будет состоять из восьми лепестков). Шаблон лекала прилагать не буду, так как будет интереснее, чтобы дети его сами построили, пусть даже не с первого раза. Как видно на фотографии, труба состоит из двух элементов разного сечения восьмигранника и четырехгранника. Так как труба в сечении — квадрат, ее проще сделать изогнутой.
Чтобы трубу соединить со звукоснимателем, на звукоснимателе делаем два уплотнительных кольца (2). Предварительно заготовив полосы одинаковой ширины. Для этого используем клей ПВА, смазываем полосы и накручиваем одну за другой. Время от времени проверяя насколько плотно держится труба.
В завершение делаем ограничительное кольцо. Разметку перед этим производим по месту.
Наш граммофон практически готов, осталось сделать механизм, который будет позволять вращать диск
Теперь мне нужно было найти такое решение, которое смогли бы воспроизвести мои пятиклашки.
Начал я с зубчатых колес. Возможно, кто-то скажет шестеренки из бумаги это нереально.
До какого-то момента я тоже так думал, потому решил, что буду делать их из плотного картона. Того, что используют для скоросшивателей. Этот картон довольно плотный, почти как фанера, и идея создания полностью бумажного граммофона от этого не страдает. Но появилась небольшая проблема. Зубчатое колесо для пятиклассника — довольно сложная деталь. Ведь для начала зубчатую пару нужно рассчитать и построить. Погуглил, что может предложить интернет и нашел неплохой онлайн-генератор, который буквально за пару кликов позволяет построить требуемые нам зубчатые колеса и вывести на печать.
Казалось, как здорово все складывается, но пройдя весь путь по созданию пары шестеренок, я понял, что это плохая затея. Для изготовления мне пришлось использовать электродрель и ножовку по металлу (можно лобзик но его под рукой не оказалось) и прочие инструменты для зачистки краев изделия, а это уже проблема, учитывая особенности школы, в которой я работаю. И вторая проблема — шумноватый механизм получился. Из-за шума практически ни чего не было слышно.
Я начал искать другое решение и поиск привел меня на этот весьма интересный сайт. С огромным количеством готовых идей. Там я нашел идею косозубой передачей и воплотил в жизнь, хотя конечно заведомо знал, что такие зубчатые колеса не смогут потянуть пластинку. Но признаюсь, было сложно отказаться от удовольствия собрать подобный механизм.
Затем, просматривая другие идеи на этом сайте, я понял, что нашел-таки решение,
правда пришлось идею немного доработать, чтобы увеличить срок службы привода
В заключение, еще раз, как это все в сборе работает…