Работа школьной мультстудии

Три года назад я написал свой первый пост, где рассказал о наших первых шагах по созданию школьной мультстудии.

Все началось с постройки стола совместными усилиями с учениками 7 класса. После чего мы не смогли утерпеть и на скорую руку создали свой первый клип. Дабы опробовать монтажный стол. 
Мы не писали сценарий. Не придумывали главного героя и, соответственно, не рисовали эскизов. Все произошло, можно сказать, само собой. Как-то я пригасил посмотреть, что у нас получилось, учительницу МХК. Во время демонстрации стола я сказал: «Осталось слепить какого-нибудь персонажа и можно снимать мультик». Буквально через урок, герой нашего первого мультфильма был готов. 

Мы сняли пару движений, а именно — наклоны вперед, похлопали в ладоши… и тут пришла идея, а почему бы не снять мультик про то, как этот человечек делает зарядку. Нашли и скачали аудиофайл утренней гимнастики, которую когда-то передавали каждое утро по радио. И начали снимать…
Так как клип не отображается в прошлом посте (О том, как мы решили заняться мультипликацией), размещаю его снова, чтобы напомнить, что у нас тогда получилось…



Потом было решено снять полную версию. Для этого мы нашего героя одели и создали декорации (я об этом писал ранее). 



К тому же мы решили, что у нас будет говорящее радио и для этого было создано шесть радиоприемников (каждый на определенный звук…) 



Но в этот учебный год мы не успели доснять все сцены до конца, а на следующий год съемки осуществлять было уже не так просто (самая большая проблема это проблема со временем… съемку можно было проводить только во второй половине, а эта самая, вторая половина, была часто у детей занята другими делами). Потому процесс шел очень неспешно… И в один прекрасный момент мы поняли, что завершить съемку не получится. Наш главный герой начал рассыпаться… пластилин потерял пластичность…

Но кто читает мои посты, тот знает, что за это время мы сняли еще два мультфильма уже с другими классами. Об этом я писал в этом посте (Как мечты становятся явью). Но было тоже не все гладко. Мультики снимали в двух классах, а стол монтажный был один. Да и процесс съемки был разный: один мультфильм, например, делался методом перекладки (для этого нужно было на разной высоте стекла крепить детали… и каждый раз все это разбирать… постоянно менять положение фотоаппарата… ) 
конструкция была ужасная и небезопасная…



…потому в этом году был построен еще один стол… правда, еще никак не закажем стекла … 



Но уже именно на этом монтажном столе за этот учебный год мы сняли новый мультфильм с учениками шестого класса. Дался он нам нелегко, но мы это сделали… И наконец у нашей мультстудии появилось название и появилась заставка 

Но первый мультфильм мы так и не досняли. Хорошо ли это или плохо? Можно ли считать это неудачей? Может, это первый блин, тот, который обычно комом? 

Нет пожалуй, уж точно неудачей это назвать нельзя… 

Ибо так или иначе опыт по созданию мультфильмов был приобретен. И довольно бесценный… Построен монтажный стол, опять же… А самое ГЛАВНОЕ в том, что мои ученики не попытались «прогнать халтуру», чтобы побыстрее завершить проект… 

Профессионалы снимают мультфильмы от одного года и более… При этом они ходят каждый день на работу и только ради съемки мультиков… У нас же, на все про все, второе полугодие — два учебных часа (по 40 мин) в неделю и очень редко, когда появляется возможность использовать послеурочное время (школа особая… детей мало, а мероприятий много разных есть… и олимпиады, и театр-студия, и походы в музеи и т. п…) . Не так уж и много времени получается. 

Клип «Утренняя гимнастика» должен длиться 6 мин 49 сек. Выбрав этот клип, мы понимали, что рискуем его не успеть завершить: и дети, и я надеялись, что нас спасет вторая половина дня. Но, как я уже писал в комментариях к первому посту, не рассчитали. И еще один момент мы не думали, что так быстро наш герой начнет разваливаться. Делать нового — это может повлечь за собой пересъемку всех сцен (так как сделать второго точь в точь героя может не получиться… у нас все-таки небольшой мультфильм, а не длиннющий сериал, где героя можно заменить другим актером и делать вид, что всех это устраивает). Потому решили остановить данный проект, хотя работа была проделана большая (помимо лепки и съемок, дети даже проделали все упражнения той самой гимнастики и засняли на видео, чтобы потом было проще и точнее повторить эти движения пластилиновому человечку…).


Практика трех лет показала, что за пол года, реально снять можно (я утверждаю это про нашу школу… ) мультфильм от 1 до 2-х минут.

На что уходит время…

— придумка сюжета (своей истории… )
— написание сценария
— наброски (героев, задний план, декорации)
— раскадровка (рисуем комиксы с ключевыми кадрами… продумываются сцены, которые можно отснять за один урок)
— работа с пластилином (создаем героев и собственно сцену (декорации)… довольно трудоемкий процесс…)
— съемка (не менее трудозатратное занятие… некоторые сцены приходится переснимать… порядок съемки такой, что готово на данный момент, то и снимаем…)
— монтаж в программе Киностудия Windows Live (этой программы вполне достаточно)
— озвучивание (как правило этот процесс проходит в несколько этапов из-за особенности программы Киностудия Windows Live — нельзя писать несколько звуковых аудиодорожек сразу)
— публикация

Помимо этого, нужно научиться работать в программе Киностудия Windows Live (на начальном этапе, пока своих кадров нет, для обучения используем кадры от ранее созданных мультфильмов). И есть еще один маленький нюанс. Проект довольно затяжной и дети начинают уставать от него, потому время от времени сменяем вид деятельности и занимаемся изучением истории анимации (есть у меня ссылочка на очень неплохой ресурс https://sites.google.com/site/gekatarina/Home), создаем короткие рисованные мультики (например, как вырастает цветок… но здесь выбор тем свободный, так как это мультики для разрядки) кадры рисуются в самом простом и известном графическом редакторе Paint и затем монтируем в Киностудии Windows Live. 

Плюс ко всему при создании мультфильма в нашей мульстудии есть одно обязательное условие — мультик должен быть полностью пластилиновым (точнее говоря, зритель не должен видеть ничего другого, кроме пластилиновых героев и декораций… исключение — титры и мультики для разрядки). Откуда брать столько пластилина? Тут, конечно, есть свои хитрости.

И так про маленькие хитрости, которые мы используем при съемке мультфильмов.

Начну с выбора пластилина. Практика показала, что наиболее удачно подходит для этих целей самый обычный пластилин фирмы Луч (бывает по 6, 8, 10,12, 16, 18 цветов в упаковке). Пластичность сохраняется около двух лет.
Вот в такой вот упаковке… 



Если вы хотите слепить персонажа мультфильма, в большинстве случаев перво-наперво придется создать скелет из проволоки, который будет обеспечивать внутреннюю поддержу (иначе он поплывет через какое-то время без основы) вашему герою.

Мы так и поступили, когда создавали героя — участника утренней гимнастики. Но как оказалось, не всякий скелет подойдет для анимационного персонажа. Ибо скелет должен обеспечивать не только прочность… На фотографии ниже под номером 1 скелет, который мы использовали. 



На практике мы убедились, что он совсем не подходит… В процессе съемки нашему герою, чтобы придать нужное положение, приходилось сгибать и разгибать руки и ноги. В результате чего проволочный скелет стал вылезать наружу в районе коленей и локтей, также постоянно торчала проволока из ступней. Потому постоянно боролись с этим. Когда мы одели нашего героя, проблема частично ушла (особенно в районе ступней… на ногах появились довольно внушительные по размеру кроссовки…), но он при этом потяжелел, и уже не все движения можно было сделать без специального механизма поддержки (о нем я расскажу отдельно). 

При съемках других мультфильмов эти проблемы были решены. Как? Сейчас я расскажу. На примере учебной модели, которую мы использовали (предлагали создать) в этом году на городском мастер-классе, ведущими которого были я и Рослова Наталия Вадимовна (учитель ИЗО).

Для работы нам понадобятся: проволока, пассатижи, пенопластовый шарик, лоскут капронового чулка,



также простенькая оснастка,



пластилиновый лом, вот так он симпатично выглядит.



Начнем сразу со скелета. На фотографии, где изображен наш спортсмен, под номером 2 изображен скелет, который на самом деле нужно было использовать. Детали такого скелета соединяются между собой так, как на фото ниже:



Нашему новому персонажу подобный скелет тоже понадобится. Итак, приступим. Первую деталь сделаем следующим образом: проволоку пропускаем через пенопластовый шарик и загибаем как на фотографии (это будет голова нашего будущего персонажа).



Через верхнюю петлю пропускаем капроновый лоскут и фиксируем его так, чтобы проволочная петля углубилась в пенопластовый шарик.



Затем собираем вот такой скелет… на кого это похоже? на рыбу smile.gif узнаем чуть позже…



Теперь нужно обмотать (укутать) скелет капроновым лоскутом, как это сделать — смотрим на фото ниже.



Теперь берем пластилиновый лом, разминаем и раскатываем в пластину, затем оборачиваем нашу заготовку и придаем форму… уже, наверное, становится более понятно, кого мы лепим… нет? читаем дальше…



Берем черный пластилин, тонко раскатываем в пластину и делаем спинку нашему персонажу для удобства (чтобы выкроить по форме, отрезать излишки пластилина) используем стеки, которые почти всегда есть в коробках с пластилином. 



То же самое проделываем с белым пластилином, только делаем уже брюшко.



Добавим плавники и слепим мордочку и нос.



Затем вылепим глаза и, используя стеку, делаем рот и уши.



Вот и все, у нас получился новый персонаж — морской котик

Если слепить еще несколько котиков, то можно снимать новый мультик, осталось только придумать историю… 

Продолжаю раскрывать маленькие секреты, которые мы используем при съемке мультфильмов в нашей мультстудии.

В этот раз хочу рассказать как мы снимали мультфильм «Из жизни пингвинов» и вместе с этим раскрою несколько секретов.



После того, как мы с учениками придумали историю про двух пингвинов, мы приступили к созданию главных героев. Если вы читали прошлый пост, то возможно подумали, что первым делом мы сделали скелеты из проволоки. Но это тот случай, когда подобный скелет создавать не надо, и не нужно использовать капроновый лоскут. Хотя внутри каждого пингвина есть кое-что, а именно смятый лист бумаги, который позволяет естественно сэкономить пластилин и самое главное — облегчить тела персонажей. В остальном процесс очень похож на описанный ранее в прошлой статье. Мы практически кроим, соединяем и одеваем внешнюю пластилиновую оболочку на наших героев.


Но героев в мультфильме всего два, а создателей пятеро. Потому параллельно шел процесс по созданию декораций. И здесь мы пошли на хитрость. Решили сделать трансформируемые декорации. Море и берег остаются неизменными, трансформация достигается благодаря перестановке и подмене отдельных объектов. Ниже представлены две основных сцены мультфильма…


Основа большей части декораций — картон. Фон (море и снег) рисовали пластилином. Площади довольно большие, процесс трудозатратный, но работу можно облегчить, если использовать в работе обычный фен, которым сушат волосы.

В самом конце по верхам прошлись нитроэмалью серебряного цвета, и стеком убрали излишки, если можно так сказать. Вот что из этого получилось:



Ледники делали двумя способами. 
Первый — основу клеили из полосок картона поверх этой конструкции слой алюминиевой фольги и уже потом белый пластилин. 


Второй — алюминиевую фольгу сминали и придавали форму ледника, после чего также покрывали белым пластилином и придавали окончательную форму.

И в первом и втором случае подкрашивали серебряной нитроэмалью.
В прошлых постах писал, что иногда приходилось переснимать сцены. При создании данного мультфильма одну сцену пришлось переснимать. Чтобы было понятно почему, привожу для примера клип, который был забракован. 

В данном случае пингвины не ходят, а катаются. После разбора «полетов» эту сцену пересняли. Что в результате получилось, Вы могли видеть в самом начале.
На этом, пожалуй, можно завершить, но это конец только одной истории.
А будут еще и другие.